Единый родительский день «Закон и подросток» 

информация для родителей.

 

В России сегодня преступность несовершеннолетних составляет около 10-15% всех преступлений, причем нарушают закон не только дети в сложной жизненной ситуации, но и вполне благополучные подростки из хороших семей.

Какие преступления характерны для подростков

Наиболее часто подростки совершают преступления против собственности (80% подростковой преступности), в основном мелкие кражи; за ними следуют грабежи, разбои и вымогательства. Преступления против общественной безопасности (как правило, это хулиганство) составляют около 7%, преступления против здоровья населения и общественной нравственности — около 6%, преступления против личности — около 3%.

Как видно из этих цифр, для подростков наиболее характерны кражи, наименее — преступления против личности. Так было всегда, но в последние годы увеличилось количество уголовных дел в связи с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, пересылкой или сбытом наркотических средств и психотропных веществ.

Иногда слепая ярость и острое чувство протеста заставляют подростков совершать акты вандализма. В других случаях они просто нападают на людей или уничтожают имущество, не понимая, против кого или чего направлена агрессия. Так бывает, когда орудует небольшая, но спаянная группа несовершеннолетних, или при массовых беспорядках футбольных фанатов.

Подростки стали чаще вовлекаться в этно-религиозные конфликты, в экстремистские группировки и националистические движения. Опасность такой тенденции в том, что молодые люди становятся террористами. Как показывает исследование террористических групп, действующих на Северном Кавказе, в их составе немало подростков. Они за определенную плату или безвозмездно, из ненависти или из потребности в острой и опасной игре, участвуют в подрыве боевой техники, нападении на отдельные группы солдат, закладывают взрывчатые вещества.

Преступный образ жизни

Чем в более раннем возрасте человек начинает совершать антиобщественные поступки и нарушать закон, тем выше вероятность того, что его поведение останется прежним, когда он повзрослеет. Вступив на этот путь в подростковом возрасте, многие многие уже не могут с него свернуть: общение с другими преступниками, оторванность от позитивных социальных групп становятся привычным и единственно возможным образом жизни. Так появляются «профессиональные» преступники, которые добывают средства к существованию только или преимущественно путем совершения преступлений. Некоторые становятся членами преступных сообществ, другие нарушают уголовный закон в одиночку; многие страдают алкогольной и наркотической зависимостью.

Источники:   МВД, судебный департамент при Верховном суде РФ

(https://--80aidamjr3akke.xn--plai)


За что

Старшие подростки обычно чувствуют себя уже почти взрослыми и активно доказывают это своим поведением. Одни ищут способы работать и зарабатывать, другие заводят романы и проявляют сексуальную активность, но есть и те, кто самоутверждается через курение, распитие спиртных напитков, нецензурную брань и в целом антиобщественное поведение. В этом случае они должны быть готовы нести ответственность за нарушение закона.

Большинство молодых людей не стремится сознательно нарушать границы дозволенного и совершать противоправные действия, но иногда даже самые благополучные из них могут оказаться в затруднительной ситуации, решив закурить в неположенном месте, возвращаясь поздно из гостей или открыв банку пива на глазах у полицейского. По существующим законам, подростки могут быть задержаны за:

  • безнадзорность;
  • беспризорность;
  • попрошайничество и бродяжничество;
  • употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо употребление одурманивающих веществ, алкогольных или спиртосодержащих напитков;
  • совершение общественно-опасных деяний.

Для подростков существует «комендантский час»: они не могут находиться без сопровождения взрослых в общественных местах после 22-23 часов (в зависимости от региона и времени года). После указанного часа ребенок считается безнадзорным и может быть доставлен в отдел полиции.

Возможна ситуация, при которой сотрудник правоохранительных органов останавливает подростка просто для проверки документов и установления личности. При отсутствии документа, удостоверяющего личность, ребенка могут задержать до момента выяснения личности, но не более чем на три часа. Это время необходимо, чтобы выяснить, можно ли считать его безнадзорным или беспризорным.

Безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Беспризорный — это безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства или места пребывания.

Если в учебное время, когда дети должны находиться в школе, сотрудник полиции видит ребенка школьного возраста, который, к примеру, бродит по вокзалу, у полицейского есть основания выяснить причины безнадзорности ребенка. Ведь безнадзорные и беспризорные подростки могут оказаться в ситуации, представляющей опасность для их здоровья или жизни.

Общение в полиции

Если несовершеннолетний оказался в правоохранительных органах, то сначала устанавливаются его личные данные, затем составляется протокол задержания..

Далее у подростка возьмут объяснение (не путайте с протоколом допроса по возбужденному уголовному делу, где обязательно присутствие законного представителя подростка, адвоката, педагога). Объяснение нужно для выяснения причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения или безнадзорности. Далее принимаются меры розыска родителей (прежде всего по телефону).

Если подросток был задержан, то по факту задержания сотрудник правоохранительных органов направляет сообщение по месту учебы подростка для проведения с ним дальнейшей профилактической работы и предупреждения повторных правонарушений. В случае задержания подростка не рядом с домом, а в другом районе или другом городе, обязательно будет направлено уведомление в орган внутренних дел по месту жительства.

Памятка подростку

Если несовершеннолетнего задержали для установления личности или за мелкое правонарушение, он должен придерживаться нескольких правил, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Родителям полезно заранее поговорить с ребенком о том, как правильно вести себя в отделе внутренних дел. Вот на что важно обратить его внимание:

1. Не следует паниковать и волноваться, ничего страшного не произошло, сотрудник выполняет свою работу. Твоя задача и обязанность — помочь ему. От этого зависит твоя собственная безопасность.

2. Ни в коем случае не нужно спорить или ругаться с сотрудником, пытаться убежать. Сопротивление сотруднику полиции обернется более суровым наказанием.

3. Вежливо попроси предъявить удостоверение (если сотрудник этого еще не сделал), узнайте причину, по которой он к тебе обращается.

4. Тебя могут доставить в органы правопорядка (полицию), когда составление протокола необходимо, но по каким-то причинам сделать это на месте не получается. Есть и такие случаи (неповиновение сотруднику, хулиганство, распитие спиртных напитков), в которых тебя в любом случае доставят в отдел полиции.

5. Не нужно обманывать. Чем подробнее и быстрее сотрудник узнает фамилию и имя, адрес регистрации или места проживания, место учебы и контактные данные родителей, тем быстрее разрешится та или иная ситуация.

6. До приезда родителей или адвоката лучше ничего не подписывать. Внимательно читай предложенный вариант протокола, вычеркни все пустые и незаполненные графы, в письменном виде изложи свое видение ситуации, не поддавайся на уговоры.

7. Ты всегда имеешь право на помощь со стороны родителей (опекунов или попечителей), а также адвоката. Этим не следует пренебрегать, необходимо в случае задержания сразу поставить их в известность самому или с помощью сотрудника правоохранительных органов. Это его прямая обязанность.

Отдельно стоит вопрос с досмотром. Обыск подростка сотрудником полиции запрещен. Есть право только произвести личный досмотр, то есть предложить несовершеннолетнему самому показать содержимое своих карманов, рюкзака, сумки. При этом обязательно составляется протокол, где перечисляется все, что было предъявлено. Протокол подписывает и несовершеннолетний, и сотрудник полиции. Единственное, что могут сразу у подростка изъять, — это орудие совершения правонарушения (оружие, ножи, бутылки, баллончик с краской).

Административной ответственности подлежит гражданин, достигший к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. В случае если административное правонарушение совершил несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, вся полнота ответственности лежит на его родителях.

Если права подростка были нарушены, следует незамедлительно сообщить об этом в районную или городскую прокуратуру. В заявлении указать все обстоятельства произошедшего, а именно: дату, время, место происшествия, всех участников (по возможности с указанием фамилий, званий и должностей сотрудников правоохранительных органов), с чем именно вы не согласны и где были нарушены права подростка. Практика показывает, что почти на все заявления, которые касаются несовершеннолетних, следует быстрая реакция.

Источники: (https://--80aidamjr3akke.xn--plai)

Официальный интернет-портал правовой информации

Родителям нужно быть крайне внимательными. Даже невинное увлечение книгами о путешествиях и мечты посмотреть мир могут обернуться побегом.

Заметив резкие изменения в поведении подростка, не нужно ждать, что ситуация разрешится сама. Необходимо выстраивать доверительные отношения и воспитывать в ребенке понимание последствий его поступка.

Как действовать родителям, если ребенок сбежал из дома?

Когда предупредить побег не удалось, важно не паниковать и действовать правильно.

1. Сразу обратиться в полицию, не выжидая трех дней. Некоторые родители надеются, что подросток вернется сам. Но в это время он может оказаться травмирован, пострадать от голода или холода, попасть в руки злоумышленников. Кроме того, промедление снижает шансы найти ребенка.

2. Позвонить подростку на телефон. Если не отвечает, связаться с учителем, друзьями, знакомыми, с которыми он общается.

3. Оставить заявку на поиск, позвонив на горячую линию поисково-спасательного отряда добровольцев «ЛизаАлерт» 8-800-700-54-52. Рассказать обо всех деталях и особенностях случившегося, ничего не утаивая. Любая мелочь может стать решающей и указать на след сбежавшего подростка.

4. Не расклеивать ориентировки и фотографии. Ребенок может испугаться наказания за побег и постарается быстрее покинуть места, где его могут искать.

5. Не писать объявлений или сообщений в соцсетях, не выкладывать фото пропавшего подростка. Он может отслеживать действия родителей через интернет, что значительно усложнит поиски.

Если ребенок сбежал, доверьтесь профессионалам, предоставив все необходимые сведения.

Как наладить отношения с ребенком по возвращении?

Вся сложность ситуации с «бегунками» заключается в том, что после возвращения они попадают в прежние условия жизни. Родители воспринимают побег ребенка как ошибку, которую он обязательно должен осознать, и ждут, что все вернется на круги своя.

Но эта тактика не срабатывает. И родители, и подросток получили новый опыт. Исходя из него, конфликты могут не только не исчезнуть, но и участиться. Как поступить, чтобы не допустить очередной уход ребенка из дома.

  • Постараться не делать ничего, что может ухудшить ситуацию.
  • Не ругать, не кричать и не наказывать.
  • Родители должны объяснить, что они волновались, описать последствия поступка и попросить его не повторять.
  • По возвращении ребенка позаботиться о его базовых потребностях: обеспечить еду, тепло, сон.
  • Когда подросток успокоится, поговорить с ним спокойным тоном, создать доверительную атмосферу и попытаться выяснить, что подтолкнуло его к побегу.
  • Заново выстраивать отношения. Уход из дома — сигнал, что ситуацию нужно менять. Если родители были чересчур строги с ребенком или чрезмерно его ограничивали, необходимо ослабить напряжение, давая возможность проявлять самостоятельность в разумных рамках.
  • Воспитывать ответственность за свои поступки. Необходимо стимулировать подростка задумываться о том, к чему приводит каждый его шаг.
  • Не забывать о проявлении любви, уважения и понимания.

Каковы особенности поисков подростков-бегунков?

Ребенок, сбежавший из дома, подвергается большому числу опасностей. Чем раньше он будет найден, тем больше шансов избежать неприятностей и несчастных случаев. Но вся сложность заключается в том, что подростки-бегунки не стремятся, чтобы их нашли, и часто меняют локацию, не отвечают на звонки или сообщения в соцсетях.

 Спасательным отрядам приходится действовать осторожно, что затрудняет поиски. На выбор тактики действий влияет вероятная причина побега, отношения с родителями и множество других факторов, о которых сотрудники служб детально расспрашивают родственников и друзей.

Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям.


Если в детстве родители обладают для ребенка непререкаемым авторитетом, то по мере взросления положение вещей меняется. Мнение сверстников становится важнее советов мамы и папы, а сами подростки становятся все более эмоциональными и демонстративно независимыми. В результате у сына или дочери появляется много новых друзей, некоторые из них могут нам совсем не нравиться. Разбираемся, в каких случаях следует бить тревогу.

Почему для подростка компания важнее семьи

Самая распространенная проблема, о которой говорят подростки, если попадают на сеанс психотерапии — «Родители меня не понимают». И действительно, родители и подростки очень разные, у них разные потребности. У детей — потребность в свободе и признании, ведь они считают себя уже почти взрослыми, а не детьми. К тому же они ориентированы на собственные интересы, которые родители оценивают со своей позиции. У родителей — потребность в безопасности детей, в уважении с их стороны. Поэтому подросткам и кажется, что родители их совершенно не понимают. А раз так, нужно найти тех, кто поймет.

У подростков куча своих проблем, и родительское мнение перестало быть авторитетным. На первый план выходит желание нравиться сверстникам и самоутвердиться среди них. Вопрос лишь в том, какое окружение и какие способы они выбирают для этого.

К тому же, в подростковом возрасте усиленно развивается мозг, но это развитие происходит неравномерно — в том числе из-за гормональной бури. Так, хуже начинают работать участки мозга, которые ответственны за логическое поведение, зато «включается на полную» мозжечковая миндалина, которая отвечает за эмоциональное восприятие и оценку себя другими людьми. Поэтому вчерашние дети идут на многое, лишь бы их положительно восприняли в компании. И это еще одна причина, по которой родителям сложно понять проблемы подростков.

Как предотвратить нежелательные последствия дружбы с «плохими ребятами»

Повышаем самооценку

В первую очередь, задайтесь вопросом: ведом ли ваш ребенок? Если вы воспитали в подростке ощущение собственной ценности и при этом он имеет представление о нормах морали и безопасности, он не будет идти на поводу у испорченных сверстников. Даже если ребенок окажется «не в той» компании из любопытства, его трудно будет склонить к совершению преступления или употреблению наркотиков.

Воспитывать самоуважение следует с пеленок. Однако люди могут при желании меняться в любом возрасте, и если уж вы упустили время, не корите себя, а попробуйте начать прямо сейчас.

  • Научитесь слушать своего ребенка и интересуйтесь его мнением. Если он мало разговаривает — расспрашивайте, но не слишком напористо, чтобы не надоесть. Посоветуйтесь с ним, что приготовить на ужин или куда сходить на выходных.
  • Постарайтесь воздержаться от критики — подростки к ней очень чувствительны. Не стоит придавать значения мелким оплошностям, таким, как пролитый чай или запачканная футболка.
  • Не критикуйте интересы ребенка — музыку, которую он слушает, фильмы, которые смотрит. Вспомните, что вашим родителям наверняка также не нравились ваши кумиры. Позвольте ему самому выбирать, что смотреть и слушать. В разумных пределах, разумеется.
  • Научитесь распознавать эмоциональное состояние подростка. Если вы видите, что он подавлен, попробуйте осторожно спросить, в чем дело. Не стоит обижаться, если он не захочет делиться с вами. Но при этом вы проявите заботу и внимание, которые не останутся незамеченными.
  • Замечайте успехи подростка, хвалите, но спокойно. Констатируйте факт: «Видишь, теперь тебе это под силу».
  • Показывайте, что несмотря на плохое поведение, промахи и ошибки, вы все равно продолжаете любить подростка и готовы оказать ему помощь. Но не лезьте в проблемы, которые он может решить сам — предоставьте это ему.
  • Доверяйте. Не нужно контролировать каждый шаг ребенка, он уже достаточно взрослый.

Выясняем серьезность проблемы

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на один факт. Согласно исследованиям, дети, которые чаще общаются со сверстниками, чем со взрослыми, легче адаптируются, более устойчивы к стрессу и склонны к взаимопомощи.

Разберитесь в себе — может быть, вы просто ревнуете своего ребенка к друзьям? Взрослым нужно смириться с тем, что со временем дети становятся самостоятельными и уходят, в этом и есть смысл воспитания. Если вы засомневались в собственной беспристрастности, возможно, проблемы у вас, а не у ребенка.

Какие компании можно считать плохими

Есть достаточно четкие критерии, по которым можно понять, что ребята, с которыми общается подросток, действуют на него негативно. Вот признаки, по которым можно определить «плохую компанию»:

  • это окружение, в котором подросток теряет себя, принимая чуждые ему раньше взгляды и убеждения;
  • это такая компания, в которой подростка могут склонить к вредным или противоправным поступкам;
  • это «друзья», которые могут искусно манипулировать окружающими и быть при этом очень убедительными.

Таким образом,"плохой" можно счесть не только компанию, в которой подросток приучается пить, курить, воровать и ругаться матом. Объединяющей идеей «плохой» компании может стать и псевдорелигиозный культ, и какое-либо фанатское движение.

Проблема еще и в том, что поддавшись один раз на манипуляцию, ребенок уже не в силах ей противостоять. Ведь тогда он окажется в роли «предателя», что для подростка совершенно неприемлемо.

Чтобы понять самим, а заодно показать подростку, что друзья им манипулируют, попробуйте задать ему наводящие вопросы про дружбу и друзей:

  • Твой друг чувствителен к критике? Как он реагирует на замечания других людей?
  • Он всегда прав? А если не прав — то все, ты ему не друг?
  • Он винит в своих проблемах других?
  • Может ли он уважать границы других людей? Он часто их нарушает?
  • Умеет ли хранить тайны? Бывало ли такое, что он делился чужими секретами?
  • Угрожает ли навредить тебе или себе, когда не может добиться своего?
  • Принуждает ли к каким-либо действиям? Уговаривает, берет «на слабо»?

После обсуждения этих вопросов, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях и не манипулируют друг другом для самоутверждения. Искренние ответы подростка на эти вопросы (или хотя бы размышления над ними) могут изменить его восприятие своих «друзей» и заставить его относиться к ним более критично. А может, даже его найти более подходящую компанию.

Чем плохая компания может привлечь ребенка

«Плохая» компания может быть одним из последствий родительской гипоопеки, то есть недостаточного внимания — не в материальном плане, а на эмоциональном уровне. Один из главных признаков гипоопеки — ощущение одиночества. Ребенок, который чувствует свою ненужность, ведет себя либо отстраненно, либо демонстративно, вызывающе. Демонстративное поведение присуще детям, у которых велика потребность во внимании и любви. Ребенок таким образом хочет получить хоть какую-то реакцию от родителей, пусть даже негативную.

Если же он так и не получает внимания, то потребность в нем заполняет компания, где ребенка принимают. Подросток хочет найти свое место в коллективе, ощущать себя частью какой-то группы, а компания обеспечивает это ощущение. Детям обычно сложно самим выйти из подобных сообществ, так как альтернативы они не видят.

Другая причина может заключаться в том, что ребенок реализует свою потребность в подростковом бунте, необходимость противопоставить себя старшему поколению, показать: «Я не такой как вы, я другой и особенный!» И ему действительно удается почувствовать себя «особенным» и «взрослым» через плохое поведение в компании сверстников.

Еще один вариант — у подростка может быть особая связь с одним из членов компании — влюбленность или тесная дружба. Вполне возможно, что ребенок осознает, что его избранник или избранница находится «по ту сторону добра», но романтические чувства и любопытство («А что будет дальше?») не оставляют шансов выйти из этого круга общения.

Какие дети чаще всего попадают в плохие компании:

  • обделенные вниманием в семье;
  • независимые, желающие отстоять свою точку зрения;
  • обиженные в чем-то на родителей, считающие, что их не понимают;
  • тихие, ведомые, не умеющие сказать «нет» в ответ на манипуляции.

Как понять, что ребенок уже попал в плохую компанию и что делать в этом случае

Существует ряд признаков, позволяющих определить, что у подростка действительно есть проблемы:

  • он или она не хочет знакомить вас со своими друзьями и не приглашает их домой;
  • вы заметили, что он приходит домой с запахом табака или алкоголя;
  • из дома стали пропадать вещи;
  • ребенок замкнут и не хочет рассказывать о том, как провел время с друзьями;
  • вы не единожды поймали подростка на лжи;
  • он прогуливает уроки, периодически не делает домашнее задание и вообще потерял интерес к учебе.

Все очень индивидуально, и вовсе не обязательно у ребенка должны быть все «симптомы». Эти признаки помогут обратить внимание на поведение подростка и признать, что действительно не все в порядке. Чтобы он не закрылся от вас еще больше и начал идти на контакт, старайтесь в общении с ним придерживаться принципов, изложенных ниже.

Разговаривайте с ребенком на равных. Старайтесь общаться с ребенком так как вы бы общались со своим ровесником и другом. Спрашивайте его мнение по разным вопросам и старайтесь принимать его, даже если вам кажется с высоты вашего опыта, что его точка зрения инфантильная незрелая.

Не запрещайте общение с «плохой» компанией. Во-первых, это бессмысленно. Во-вторых, гораздо лучше с помощью наводящих вопросов, описанных выше, постараться открыть глаза подростка на истинную природу его «друзей». Также вы можете вместе обсуждать и анализировать конкретные ситуации, когда именно ваш ребенок оказывался «крайним» и получал больше ущерба, чем другие.

Задавайте вопросы, где еще подросток может найти друзей. Если ребенка нигде больше не принимают, кроме как в плохой компании, попробуйте помочь ему в поиске новых друзей. Можно предложить ему посетить места, где он еще не был, и где может познакомиться с интересными сверстниками, с которыми сможет разделить новые увлечения и влиться в новую компанию.

Постарайтесь обеспечить правильный досуг. Плохая компания, вредные привычки, неприятные истории — проблемы с подростками возникают обычно не в ночное время, а днем, когда им нечем заняться. Спорт позволяет обеспечить ребенку правильный, конструктивный досуг, уменьшить риск возникновения зависимостей. формирует новый круг общения, ориентированный на достижение целей и самосовершенствование.

Стимулом для новых знакомств и развития в новых направлениях может стать и поездка в детский лагерь, особенно если там дети занимаются по профилю, который интересен вашему ребенку: учатся музыке, съемкам видеоблога, осваивают плавание под парусом или ходят в горы.

Предложите альтернативу в кругу семьи. Вместо выходных в плохой компании предложите подростку совместный семейный отдых — поход на природу или культпоход. Это не только новые впечатления: подростку также важно ощутить внимание со стороны родителей, вновь почувствовать себя частью семейного круга.

Рассказывайте подростку о манипуляциях. Раскрывайте уловки, с помощью которых одни люди заставляют других делать то, что иначе те бы делать не стали. Но делайте это обезличенно, без упоминания его конкретных друзей. Например, на ситуациях из собственной жизни или на примерах из фильмов. В таком случае можно избежать ссоры, но подтолкнуть подростка к собственным умозаключениям насчет своего круга общения.

Не стоит запрещать ребенку выходить на улицу, отбирать смартфон и компьютер. Такие запреты лишь усугубят проблему, ухудшат ваши отношения. Подросток перестанет видеть в вас друга и советчика.

Попробуйте узнать больше о его друзьях. Предложите ему позвать их в гости. Так вам будет легче распознать их сущность, чтобы в дальнейшем разговоре аккуратно указать на то, как они себя ведут в действительности, а не сквозь «розовые очки» ребенка.

Если вы понимаете, что между вами и подростком выросла слишком большая пропасть, вы не в силах понять его и не можете удержаться от криков и обвинений, обратитесь к семейному или подростковому психологу.

https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/categories/kon...